Стимулирующая акция или лотерея?

Продвижение товаров и услуг с помощью стимулирующих мероприятий, когда покупателю предоставлялся шанс получить некий выигрыш, широко применяется в деловой практике.

Однако с 30 января 2014 года законность таких акций находится под вопросом.

С 30 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О лотереях».
Если коротко, лотереи теперь бывают только общероссийскими и международными. Организаторами теперь могут быть только госорганы (Минспорт и Минфин).
Упоминание о стимулирующих лотереях из закона исчезло.

Лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом (п.1 ст.2).
Призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи (п.3 ст.2).
И очень важная норма: 1. Призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи. Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи (п.1 ст.17).

Упоминание о стимулирующих лотереях из закона исчезло.
Однако упоминание о стимулирующих мероприятиях сохранилось в Федеральном законе «О рекламе».

Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий
В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

И это обнадеживает. То есть стимулирующие мероприятия в виде игр и конкурсов могут быть, и они по определению отличаются от лотерей.

Мы приходим к выводу, что лотереей по закону теперь можно называть только игру, направленную на розыгрыш призового фонда, сформированного за счет выручки от проведения лотереи, между участниками, за счет которых и был сформирован этот призовой фонд.
То есть игра, направленная на розыгрыш призового фонда, сформированного из других источников, лотерей не является.

Если принять это оптимистичную точку зрения, то для устроителей стимулирующих мероприятий произошли значительные послабления. Не нужно подготавливать условия проведения акции, соответствующие требованиям закона, не нужно получать разрешение на проведение акции и т.д.

То есть подготовить условия проведения стимулирующего мероприятия конечно необходимо. Опубликовать информацию о сроках проведения, об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения придется, это требование закона о рекламе.

Что же касается лотерей, то теперь их будут проводить операторы – юридические лица, победившие в конкурсе на проведение лотерей, организованных уполномоченными госорганами.

Совершенно неизбежно то, что надзорные органы, уполномоченные контролировать лотерейную деятельность (ФНС РФ), будут проявлять усиленный интерес к стимулирующим мероприятиям. Этот интерес кроме служебного рвения основан на значительных штрафных санкциях за неправильное проведение лотерей: «Проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей» (ст.14.27 КоАП РФ).

А потому, чтобы по возможности избежать, а при неизбежности смочь отбиться от претензий налоговиков, предлагаем как минимум:
• полностью исключить слово «лотерея» из всей документации и рекламы;
• обеспечить формирование призового фонда (а лучше найти другие слова) исключительно за счет организатора. У ФНС не должно быть никакого шанса доказать, что к формированию фонда привлечены средства участников розыгрыша призов.

И чтобы уж совсем сделать стимулирующее мероприятие не похожим на лотерею можно установить не случайный, а иной способ установления выигравших участников. Это предложение, конечно, может оказаться невыполнимым, если исходить из замысла самого мероприятия.


Ушаков А.Н.