Анализ норм законодательства и заключение об отсутствии обязанности лица, заявляющего о предоставлении льгот по оплате налогов при ввозе медицинских изделий на территорию России, предоставлять ФТС оригинал (заверенную копию) регистрационного удостоверения

Нормативная правовая база

К нормативной правовой базе, регулирующей предоставление налоговых льгот при ввозе медицинских изделий, относятся:

Далее приведены нормы права, регулирующие указанные правоотношения.

Ст.149 НК РФ

П.2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

Ст.150 НК РФ

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации:

2) товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;

Ст.195 ТК ТС

П.1. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

Ст.193 ТК ТС

П.6. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.

Ст.201 ТК ТС

П.2. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:

выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Ст.180 ТК ТС

П.2. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.

ТК ТС Статья 181. Декларация на товары.

1. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

2. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:

1) заявляемая таможенная процедура;

2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

5) сведения о товарах:

наименование;

описание;

классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

наименование страны происхождения;

наименование страны отправления (назначения);

описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;

таможенная стоимость;

статистическая стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей:

ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

применение льгот по уплате таможенных платежей;

суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

8) сведения о соблюдении ограничений;

9) сведения о производителе товаров;

10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;

12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;

13) место и дата составления декларации на товары.

Закон о таможенном регулировании:

Статья 147. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

1. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

2. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

3. Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

Ст.122 Закона о таможенном регулировании:

4. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют:

1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

5. Юридические лица, за исключением лиц, указанных в части 4 настоящей статьи, предоставляют:

1) копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

2) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

3) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально.

6. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляют:

1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3) копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

7. Физические лица предоставляют:

1) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

2) копию документа, подтверждающего право на суммы авансовых платежей, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается наследником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Толкование норм права

            Ранее существовало толкование норм права Государственным таможенным комитетом, обосновывающее обязанность заявителей предоставлять оригиналы (заверенные копии) регистрационного удостоверения на медицинские изделия.

Письмо ГТК от 4 июня 2003 г. N 01-06/22880 (приказом ФТС от 24 января 2011 г. N 121 признано недействующим).

П.1.1: В отношении важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, решение может быть принято при наличии в момент таможенного оформления регистрационного удостоверения Минздрава России (либо его нотариально заверенной или заверенной Минздравом России копии).

 

Выводы

В нормативных правовых актах нет никаких указаний, об обязанности предоставлять оригинал либо заверенную копию регистрационного удостоверения.

Существовавшая ранее практика была основана на толковании норм, данном в письме ГТК от 4 июня 2003 г. N 01-06/22880. Однако в настоящее время указанное письмо признано недействующим и применяться не должно.

 

Обоснование отсутствия обязанности заявителя предоставлять

В ФТС регистрационное удостоверение на медицинское изделие

Выпуск товара и предоставление льгот по уплате налогов являются государственными услугами, предоставляемыми федеральным органом исполнительной власти (ФТС РФ).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг  федеральными органами исполнительной власти, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ о госуслугах).

Ст.6 в п.3 ч.1 ФЗ о госуслугах устанавливает обязанность органов, предоставляющих госуслуги, получать у иных органов, оказывающих госуслуги, документы и информацию, необходимые для оказания госуслуг.

 В соответствии с ч.1 ст.7 ФЗ о госуслугах органы, предоставляющие госуслуги, не имеют права требовать от заявителей:

Регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия (п.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416).

Регистрационное удостоверение выдается в результате оказания государственной услуги – государственной регистрации медицинских изделий.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет» (ч.10 ст.38 ФЗ от 21.11.2011 № 322-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 615.

В реестре содержатся все необходимые сведения, которые требуются, ФТС при оказании государственной услуги по выпуску товаров и предоставлению налоговых льгот (п.7 Правил ведения реестра).

Сведения, содержащиеся в реестре, являются общедоступными и предоставляются органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам, а также физическим лицам (п.12 Правил ведения реестра).

Таким образом, у ФТС есть все возможности получать сведения о государственной регистрации медицинских изделий в порядке взаимодействия с государственным органом, осуществляющем функции государственной регистрации медицинских изделий и ведения реестра медицинских изделий (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

В тоже время у ФТС отсутствует право требовать от заявителя предоставлять регистрационное удостоверение (в силу ч.1 ст.7 ФЗ о госуслугах) так как оно может быть получено ФТС в Росздравнадзоре.

 

Судебная практик

Дело № А41-20813/12.

В решении суда указано, что перечень документов, предъявляемых заявителем, установлен ст.147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

ФТС заявляла, что представленные регистрационные удостоверения на момент оформления ввоза либо истекли, либо не начали действовать.

Суд апелляционной инстанции указал, что данное обстоятельство не может служить основанием для вывода об отсутствии у заявителя права на льготу.

Для подтверждения права на льготу, предусмотренную подпунктом 1 пунктом 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик  должен представить подтверждающие документы, к которым могут быть отнесены регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия Госстандарта России, декларация о соответствии и прочие документы, позволяющие отнести ввезенные товары к изделиям медицинского назначения.

Вывод: суд считает допустимыми и иные доказательства кроме регистрационных удостоверений. Ими могут быть и простые копии, и просто указание на государственный реестр медицинских изделий.

Иные судебные решения по указанной теме не найдены.

 Ушаков А.Н.

16.04.2013