Сегодня 15.12.2017

 Телеф.:

 (351) 777-06-26
 (351) 266-62-66

 Адрес:

454091,Челябинск, 
 а/я 13063

E-mail:

 info@svcons.ru

Обновление 28.01.2014


Главная


Форум


Обзоры


Новости


Библиотека


Статьи


Вся связь Челябинска


Сертификаты


Отзывы


Ссылки

Взаимодействие Операторов с силовыми ведомствами РФ

Взаимодействие Операторов с силовыми ведомствами РФ

ОрдерКом, Москва, Руководитель
Галушко Дмитрий Михайлович
Руководитель www.ordercom.ru
кандидат юридических наук

1. С УФСБ по субъекту РФ – местонахождению сети связи

В п.2 ст. 64 ФЗ «О связи» и Перечнях лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи (1) (всехза исключением услуг связи для целей вещания и услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа), есть пункт: «реализация требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий» (далее – «ОРМ»). Неисполнение данного требования влечет наложение административного штрафа 30-40 тыс. руб. и возможное приостановление действия лицензий (2).

Для реализации вышеуказанных требований необходимо взаимодействие с уполномоченными органами, осуществляющими ОРД. От имени уполномоченных органов взаимодействие с Операторами возложено на УФСБ по субъекту РФ – местонахождению сети связи (далее – «Управление»)3Поэтому с УполОрг надо дружить

Выделю следующие этапы взаимодействия (4):

1) Оператор не позднее 60 дней с даты получения лицензии подает в Управление заявление (п.5 Правил).

2) Руководитель Управления определяет уполномоченное подразделение, осуществляющее взаимодействие с оператором связи (5). Уполномоченное подразделение принимает решение о наличии/отсутствии необходимости разработки Плана мероприятий по внедрению технических средств (далее – «План»). При отсутствии необходимости пишется письмо, в котором указывается, что Управление не возражает против предоставления Оператором услуг связи (6).

На практике 1 из условий письма счастья является присоединение СПД только к сети 1 Оператора, сдавшего ТС СОРМ в постоянную эксплуатацию. Дальнейшее: на усмотрение куратора.

3) При необходимости разработки Плана, уполномоченное подразделение в срок до 3 месяцев с даты подачи Оператором заявления совместно с оператором разрабатывает План (7). План составляется в 3-х экземплярах - по 1 экз. для: УФСБ, Территориального Управления Роскомнадзора (далее по тексту – «УРСН») и Оператора связи.

В Плане, помимо стандартных реквизитов (наименование, № лицензии, услуги) в соответствии с Типовыми требованиями к плану мероприятий по внедрению ТС для проведения ОРМ (далее – «Типовые требования»(8)), предусмотрены следующие этапы:

4) Разработка перечня лиц, привлекаемых к установке и обслуживанию технических средств для проведения ОРМ (далее– «ТСОРМ»).

В частности определяется поставщик ТСОРМ и лиц, имеющих допуск со сторон Оператора. При этом в настоящее время на испытаниях в Центре по научно-техническому сопровождению внедрения СОРМ на сетях электросвязи России при ФГУП ЦНИИС находятся 3 ТСОРМ: «Омега», производства ООО «Специальные технологии»; «СОРМОВИЧ» производства ООО «Мера.ру» и РИАНЕТ одноименной компании.

На практике в Плане СОРМ прописывается обязанность Оператора связи «заключить контракт на поставку и монтаж ТСОРМ с выбранной по согласованию с УФСБ организацией-подрядчиком и предоставить УФСБ копию контракта». При этом Решением Верховного суда Республики Коми (9данное требование Плана признано не соответствующим Типовым требованиям, которые не предусматривают вышеуказанной обязанности оператора связи (10).

Следующий этап: выдача Оператору ТУ на подключение к пункту управления ОРМ (далее – «ПУ»), содержащих (11):

- местонахождение точки присоединения ПУ ОРМ;

- местонахождение точки подключения баз данных Оператора;

- требования к линиям (каналам) связи, соединяющим ТСОРМ с ПУ.

Следующий этаппредоставление Оператором баз данных (далее - БД) об: абонентах, оказанных услугах связи (в т.ч. о соединениях, трафике и платежах абонентов) При этом информация предоставляется Управлению путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к БД и хранится в течение 3 лет.

Следующий этап, указанный в п./п. 3«г» Типовых требований: предоставление ТСОРМ

Существует практика, когда Управление временно разрешает Оператору использовать оборудование, разработанное самим Оператором. Знаю прецеденты в МСК, Владимирской обл...

Но чаще всего с Оператора требуют приобретения ТСОРМ, минимальная стоимость которых составляет около 500 т.руб. Также необходимо за свой счет организовать канал связи между сетью Оператора и точкой присоединения ПУ ОРМ, а также платить поставщику ТСОРМ за их техобслуживание около 30 т.руб. в год.

Следующий этап: Организация линий и/каналов связи между ПУ ОРМ и узлом связи сети связи оператора связи;

И хотя согласно п. 2 Указа Президента РФ 01.09.1995 N 891 «ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре…Операторов связи в интересах органов ОРД, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов ФСБ», в реальности это ложится на плечи Оператора.

Следующий этап: Опытная (тестоваяэксплуатации ТСОРМ в сети Оператора, включая устранение замечаний, выявленных в её ходе.

При этом ТСОРМ должны обеспечивать передачу на ПУ следующей информации:

- о выделенных реальных IP-адресах;

- передаваемой информации …в том виде и последовательности, в которых такая информация поступала (Бен Ладан жив ? );

- о местоположении пользовательского оборудования (если есть тех. возможность).

Последний этап: проведение приемо-сдаточных испытаний ТСОРМ: осуществляется Оператором путем подписания представителями Управления и УРСН акта. План требует принятия ТСОРМ в постоянную эксплуатацию в течение 2 лет с даты подписания.

За что платим?

Основная составляющая «железа» ТСОРМ в СПД - материнская плата, (напр. KT965/ATXP, производитель Kontron, Германия), средняя цена 15 т.руб. Остальное железо тянет ещё тысяч на 35 руб., в сумме получается 50, а не 500… Есть ещё ПО (12),

Также следует отметить, что оплачивая техобслуживание, Оператор часто не получает его.

Пример: Сибирский ФО, Оператор менее 5 тыс. абонентов, реализовал план СОРМ, заплатив в рассрочку около 500 тыс. рублей, + платит ежегодно за ТО 30 тыс. рублей. Как расплатился за ТС, от «куратора» пришла рекомендация: обновить на новый, потому как Абонентов за 2 года стало больше и действующие ТСОРМ не справляются. Стоимость новых: около 1 млн., возможностей платить нет...

За чей счет?

В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об ОРД»: Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем …иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре … юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ.

Согласно ст. 19 данного закона, а также ст. 20 Закона РФ «О безопасности» и ст. 22 ФЗ «О ФСБ» финансирование деятельности органов ОРД осуществляется из федерального бюджета.

Но до сих пор я знаю единственный прецедент покупки ТСОРМ за счет бюджета.

Сертифицирование ТСОРМ:

Согласно ст. 41 ФЗ «О связи» (далее по тексту – «ФЗоС»):

1. Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи РФ является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в ССОП (13);

2. Подтверждение соответствия требованиям, предусмотренным Правилами по вопросам применения средств связи (14), осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.

3. Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи включает в себя:…оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении ОРМ (15).

В соответствии с п. 4 Правил «Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения ОРМ и устанавливаемым Минкомсвязи РФ по согласованию с ФСБ РФ»

ФСБ и Минкомсвязи пока только согласовывают Правила применения средств связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении ОРМ в СПД (далее – «Правила применения»). Поэтому в настоящее время для средств связи, используемых в СПД, невозможно подтвердить соответствие ТСОРМ. Соответственно установка не сертифицированных ТСОРМ в СПД нарушает ст. 41 ФЗ «О связи» и п. 4 Правил. Если выявлено нарушение установленных ФЗ обязательных требований в области связи, Роскомнадзор обязан выдать предписание об устранении этого нарушения в соответствии с п. 4. ст. 27 ФЗоС. В случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания, Роскомнадзор в соответствии с п/п 3 п. 2 ст. 37 ФЗоС вправе приостановить действие лицензии. Реализацию законных требований может проверить и прокуратура путем внеплановой проверки.

Кроме того, согласно ст. 13.6. КоАП РФ «Использование на сетях связи несертифицированных средств связи влечет штраф в размере 30-40 тыс. рублей с возможной конфискацией средств связи. Значит, во избежание вышеуказанных последствий Оператор не имеет право использовать несертифицированные ТСОРМ в СПД.

Вместе с тем, в соответствии с п. 6 Правил: «в случае применения оператором средств связи, для которых не установлены требования, указанные в пункте 4 Правил, на основании обращения Управления оператор предоставляет технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Минкомсвязи с ФСБ.

Требования к технологическому помещению установлены Приложением к Требованиям, утвержденным Мининформсвязи РФ (16), и предусматривают, в частности:

1. Соответствие помещения требованиям, предъявляемым к эксплуатации технических средств ОРМуполномоченного органа, которые размещаются в этом помещении.

2. В технологическом помещении размещается кроссовое оборудование для подключения технических средств ОРМ уполномоченного органа к средствам связи оператора связи... Количество соединительных линий и требования к ним определяются уполномоченным органом в соответствии с техническими параметрами технических средств ОРМ уполномоченного органа.

3. Размещение иных средств связи в помещении допускается только по разрешению Управления.

4. Оборудование помещения средствами, исключающими несанкционированный доступ.

Следовательно, в настоящее время для Оператора СПД единственным законным способом реализации лицензионного условия является предоставление технологического помещения. И такая практика существует (17).

1.2. Получение уполномоченными органами информации о соединениях между абонентами и ответственность за непредставление

Согласно п.1 ст. 64 ФЗоС: «Операторы связи обязаны: предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами».

Данная информация предоставляется, если она имеет значение для уголовного дела и только по решению суда.

Согласно УПК РФ следователь подает в суд ходатайство, в котором указывает:

► уголовное дело, ► основания для проведения следственного действия;

► период получения информации (до 6 месяцев(18)) ► наименование организации.

С ФСПП

Если суд принимает решение о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия (19) направляется следователем Оператору связи, который обязан предоставить информацию, зафиксированную на любом материальном носителе (20) не реже 1 раза в неделю. Информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

ФЗ от 27.07.2010 N 213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и статью 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных», судебному приставу-исполнителю предоставлено право при совершении исполнительных действий требовать необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки (абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 118-ФЗ). Информация, предоставляется по его требованию в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе ПДн, у физических и юридических лиц, получать от них объяснения, информацию, справки.

В соответствии с ФЗ «персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и иная информация (21). Открытость списка (в той части, которая может относиться к персональным данным) дает судебным приставам свободу в истребовании интересующей информации о должнике. Сведения об оплаченных услугах вполне могут подпасть под категорию персональных данных, что дает приставам право запрашивать эти данные.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 118-ФЗ «О судебных приставах», они получают и обрабатывают персональные данные при условии, что эти сведения нужны для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в необходимом объеме. Кроме того, пристав имеет право заниматься обработкой полученных данных с учетом требований, установленных Законом о ЗПДн. Это ставит пристава в определенные рамки, разрешая только истребование информации, необходимой для исполнения судебного решения. Следовательно, из вышеуказанных изменений видно, что оператор обязан предоставить приставам ПДн абонентов.

Далее приставы поступают следующим образом (22):

1. В целях обеспечения сохранности имущества выносят постановление о наложении ареста на имущество должника, запрете распоряжаться имуществом и блокировании денежных средств на лицевом счету должника, находящемся у оператора, в пределах суммы задолженности по исполнительному документу. Постановление не позднее следующего рабочего дня направляется операторам связи на территории региона.

2. При поступлении достоверной информации о наличии у должника денежных средств, внесенных им в качестве авансового платежа на лицевой счет, находящийся у оператора, - обращаются в суд с заявлением об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, в порядке, установленном ч. 1 ст. 77 Закона.

3. После получения вступившего в законную силу судебного акта об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, - выносят постановление о списании денежных средств должника с лицевого счета, находящегося у оператора, в пределах суммы задолженности по исполнительному производству.

1.3. С прокуратурой

П. 6. ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – «трехглавый закон») запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена ответственность.

Ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает «распространение экстремистских материалов». При этом информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом, а их список публикуется на сайте Минюста РФ.

П. 9) ст. 2 трехглавого закона под распространением информации понимает: «действия направленные наполучение или передачу информации неопределенному кругу лиц».

Подпунктом «б» пункта 4 раздела XVI перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (23) под услугами понимается предоставление доступа к сети Интернет. Предоставляя доступ, Оператор в терминах Правил оказания телематических услуг связи «обеспечивает Абонентувозможность принимать и передавать информацию» (см. п. 2 Правила ТУС).

То есть Оператор предоставляет возможность, а Абонент самостоятельно получает и/или передает (размещает) информацию в сети Интернет.

Следовательно, передача информации осуществляется между абонентами, а Оператор открывает доступ к информации, как кран открывает доступ воде. И как Владелец крана не отвечает за качество воды (ржавая, хлорированная, много железа). Оператор не несет ответственности за содержимое информации, но обязан доставить информацию в неизменном виде (см. п. 22 Правил ТУС).

Также следует отметить, что оператор предоставляет абонентам доступ не к конкретному ресурсу, но ко всем ресурсам сети Интернет, а Абонент уже сам делает выбор, что ему нужно (Какую воду включить: горячую, холодную, или поставить фильтр для очистки воды). Иными словами Оператор связи не отвечает за наполнение ресурсов сети Интернет, а лишь «перенаправляет» запросы от одного абонентского оборудования, подключенному к сети Интернет к другому абонентскому оборудованию, подключенному к сети Интернет. Таким образом, Оператор не распространяет информацию.

1.4. Ответственность за незаконное использование авторских и смежных прав

Проблемы доказывания: Постановление Пленума ВС РФ (24): Доказательства по делам, связанным с распростране­нием сведений через телекоммуникационные сети, могут быть обеспечены нотариусом до возбуждения гражданского дела в суде (например, посредством удо­стоверения содержания сайта в сети Интернет на опре­деленный момент времени) или судом. В случаях, не терпящих отлагательства, при подготовке дела к судеб­ному разбирательству, а также при разбирательстве дела суд вправе произвести осмотр доказательств на месте (в частности, просмотреть информацию, размещенную на определенном ресурсе телекоммуникационной сети, в режиме реального времени). Осмотр и исследование доказательств производятся в законодательно установ­ленном порядке: с извещением участвующих в деле лиц, с фиксированием результатов осмотра в протоколе, с вызовом в необходимых случаях свидетелей, специали­стов и т. д.

Несет ли хостер /владелец сайта ответственность за размещение третьим лицом чужого «контента» (в видекомпенсации на незаконное использование авт. права)? 

НЕТ: 1) Постановление ВАС ООО «Контент и право» к ООО «МетКом», ЗАО «МАСТЕРХОСТ», ИП Чумаку С.Б. о взыскании компенсации в размере 200 тыс. руб. за размещение mp3 файлов «Крылатые качели», «Кабы не было зимы», «Прекрасное далеко», «Александра».

2) Постановление ФАС СЗО от 25.10.2010 № А56-44999/2008 ФГУП ВГТРК взыскивало от соцсети «В Контакте» 3 млн. за размещение фильма «Охота на пиранью» (отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)

11.03.2011 Определение надзорной инстанции об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра с/а в порядке надзора

ДА: 1) Постановление ФАС МО от 11.05.2010 по делу А40-89751/08 по иску ООО «Первое музыкальное издательство» против ООО «Рамблер Интернет Холдинг» за размещение Пользователем Рамблер видеоклипа гр. Ляпис Трубецкой (да, 50 из 100 т.р)

2) Решение АСМО А40-16007/10 ТК СПОРТ против championat.ru (да, 3 из 5 млн.): в

Однако по обоим решениям нет позиции ВАС (не обжаловалось)!

В проект новой редакции VII раздела Гражданского кодекса (разработаны по поручению Президента и опубликованы на сайте ВАС РФ) внесена Специальная статья (1253 прим) об ответственности интернет-провайдеров, по которой провайдер освобождается от ответственности за нарушение прав на «контента» при 2 условиях: что он:

1) не знал или не должен был знать» о неправомерности размещения «контента»,

2) при получении письменного заявления правообладателей «своевременно принял меры» по устранению последствий нарушения.

Т.о. практика требует обязательного досудебного уведомления Оператора. И если после этого Оператор убрал незаконный «контент», ответственности не будет.

__________

Примечания

· 1 Утверждены постановлением Правительства России от 18.02.2005 № 87

· 2 П/п 1 п. 2 ст. 37 ФЗоС: Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае: 1) выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба … обеспечению нужд … безопасности государства

· 3 См. п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.05 г. N 538

· 4 На основании Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (далее по тексту– «Правила»).

· 5 См. п.5 Правил

· 6 См. например решение по делу А40-33292/10

· 7 См. п.7 Правил

· 8 Утверждены 15.01.2008 совместным приказом ФСБ №8 и Мининформсвязи № 5

· 9 См. http://actoscope.com/szfo/komi/vs-komi/gr/3/obyazanie-ustanovit-oborudovan13112010-2417567/

· 10 В отличие от утратившего силу 14.03.08 приказа Минсвязи России от 25.07.2000 г. N 130.

· 11 См. п. 11 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, утвержденных Приказом Мининформсвязи РФ от 16.01.2008 N 6

· 12 По моим данным используется бесплатная юникс система, на которой крутится БД (бесплатная Oracle).

· 13 Сети связи общего пользования

· 14 Утвержденными приказами Минкомсвязи по согласования с ФСБ

· 15 Утвержден Постановлением правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 532 и включающий: Системы коммутации, включая ПО; Оборудование цифровых транспортных систем, Технические и программные средства информационных систем, содержащих БД абонентов оператора и предоставленных им услугах.

· 16 Приказом от 16.01.2008 N 6

· 17 См., например, решение по делу № А40-80289/09

· 18 В соответствии со ст. 186.1 п.7 УПК РФ. При этом производство следственного действия прекращается с окончанием предварительного расследования

· 19 Согласно ст. 186.1 п.3 УПК РФ

· 20 Согласно ст. 186.1 п.4 УПК РФ

· 21 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

· 22 Письмо ФССП РФ от 17.12.2009 N 12/02-20758-АП

· 23 Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87

· 24 от 15.06.2010 Г. № 16 «о практике применения судами ФЗ О СМИ».

 

 

| Главная | Форум | Обзоры | Новости | Библиотека | Статьи | Вся связь Челябинска | Сертификаты | Отзывы | Ссылки |