О полномочиях прокуратуры в области связи

О полномочиях прокуратуры в области связи

П.2 ст.1 ФЗ О прокуратуре: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;…
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами».

Так что проверки соблюдения законов коммерческими организациями возможны. При этом требования закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.3 ст.1).
Основанием для проверок могут быть любые сведения о возможном нарушении, хоть анонимки (п.2 ст.21).

Остается спорным вопрос о праве прокуратуры проверять исполнение иных нормативных правовых актов, не являющихся законами.
Дело в том, что если буквально читать закон о прокуратуре, то к ее компетенции следует отнести контроль за соблюдением Конституции и законов, а также за законностью правовых актов. Тот же вывод следует из анализа приказа Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Но у прокуратуры есть еще и полномочия по привлечению к ответственности.

Прокуратура имеет право, при обнаружении нарушений, возбуждать дела об административных правонарушениях, если такое право им дано Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или другими федеральными законами. При чем она может возбуждать любые дела, предусмотренные КоАП (п.1 ст.28.4 КоАП).
Таким образом, если в ходе проверки исполнения некого закона, прокуратура обнаружит нарушение норм, установленных не законом, а иными нормативными правовыми актами, то ей ничто не помешает возбудить по этому факту административное дело.

Однако сами прокуроры дела не рассматривают, а передают их на рассмотрение в суд или в уполномоченные органы.
Сами прокуроры не выносят решения о наказании, такие решения выносят суды и уполномоченные органы.

Как наказание, административное приостановление деятельности может назначаться только судом (ст.3.21), когда это предусмотрено в Особенной части кодекса.
Но временный запрет деятельности предусмотрен в качестве обеспечительной меры, которую может применить прокурор (ст.27.16). Такой запрет может быть наложен не более чем на 5 суток, только если за вменяемое правонарушение предусмотрено наказание в виде приостановления деятельности.

Статьи КоАП, относящиеся к связи и предусматривающие приостановление деятельности как наказание:
• Ст.13.4 Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
• Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи.
• Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации.
• Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Вывод: Прокуратура может подвергнуть коммерческую организацию проверке на предмет соблюдения любого закона (Конституция, Федеральные законы и закону субъектов Федерации). Прийти с целью проверки иных нормативных правовых актов прикуратура формально не имеет права.
Но если в ходе проверки исполнения законов будет обнаружено нарушение обязательных норм и правил, за которые предусмотрена в КоАП или в других законах административная ответственность, то прокуратура может возбудить административное дело. Вопрос о наложении административного наказания будет решаться судом или уполномоченным административным органом.


Ушаков А.Н.
07.03.2014